
Всё ещё встречаю заказчиков, которые называют матовый шёлк 'дешёвым сатином' — это как сравнивать дикую орхидею с оранжерейной геранью. Хотя у матовой шелковой ткани своя философия: она не слепит светом, а поглощает его, создавая глубину цвета, которую не даст ни один крашеный хлопок.
Как-то раз на фабрике в Цзянсу нам пришлось переделывать партию из-за жалоб на 'неравномерную матовость'. Оказалось, клиент не знал, что естественные переливы ворса — это следствие особого кручения нити, а не брак. Кстати, у Группа Ниннань Наньсылу в линейке 'Шёлк-классик' как раз используется тройное кручение, которое даёт тот самый бархатистый эффект.
Технологи знают: если увеличить плотность выше 22 momme, матовость начинает 'глушить' цвет. Проверяли на партии для гостиничного комплекса в Сочи — при 26 momme синий стал похож на грязный фиолетовый. Пришлось снижать плотность до 19, но добавлять шёлк-эластан для прочности.
Сейчас многие пытаются имитировать этот эффект полиэстером с пескоструйной обработкой. Но такой материал на сгибе ладони через два месяца начинает лосниться, как потёртая сумка. Настоящий матовый шёлк со временем лишь мягче становится — проверено на шторах в ресторане, которые висели пять лет без замены.
На https://www.nsljt.ru в разделе о полном цикле производства хорошо показано, как коконы сорта 'Цзюэцзи' идут именно на матовые ткани. Их нить имеет треугольное сечение, а не круглое, как у атласных сортов — отсюда и рассеянное отражение света.
Запомнился случай, когда мы закупали коконы у их дочернего предприятия — партия вышла с неестественной белизной. Выяснилось, местные технологи слегка переборщили с щелочным раствором при мягчении шёлка-сырца. Пришлось пустить материал на подкладочные ткани, хотя планировали костюмные.
Кстати, их технология 'холодного дегуммирования' — та самая, что сохраняет натуральные серицины. Именно они дают ту самую 'суховатую' руку, которую новички часто принимают за низкое качество. Хотя это признак того, что ткань не перегружена химией.
Два года назад пришлось списыть 15 метров костюмной ткани из-за раскроя 'по долевой' — матовая поверхность после стачивания давала полосы, как на дешёвом вельвете. Теперь всегда делаем пробный распил под 45 градусов, даже если это увеличивает расход.
Особенно капризны ткани с добавлением шёлка-туссы — у них ворс направленный. Как-то раз в ателье испортили пальто, разложив лекала против направления нити. Клиент потом жаловался, что одна пола 'серая', а вторая 'чёрная' при одном и том же освещении.
Советую всегда просить у поставщиков типа Группа Ниннань Наньсылу технические паспорта тканей — в них часто указаны рекомендации по раскрою. Мы вот только на третью партию узнали, что их ткань 'Лотос' требует влажно-тепловой обработки до раскроя, а не после.
Дизайнеры из fast fashion часто отказываются от матового шёлка — он не даёт того 'вау-эффекта' на фото. Зато в вечерних платьях под мягким светом он смотрится выигрышнее глянцевого — не бликует, подчёркивает силуэт, а не дешёвый блеск.
Помню, для свадебного салона в Петербурге делали коллекцию платьев с использованием матового шёлка от Группа Ниннань Наньсылу. Клиентки сначала скептически оценивали ткани на вешалке, но при примерке в зале со светорассеивающими шторами сразу меняли мнение.
Сейчас их отдел культурного туризма даже проводит мастер-классы, где показывают, как один и тот же крой по-разному выглядит на матовом и глянцевом шёлке. Жаль, мало кто из ритейлеров доносит эту разницу до покупателей.
До сих пор встречаю инструкции 'стирать в тёплой воде' — для матового шёлка это смерть. Особенно если речь о тканях с натуральным крашением, как в линейке 'Эко-шёлк' от упомянутой компании. Их краски на растительной основе держатся только при холодной стирке.
Однажды в химчистке испортили наш образец — применили органический растворитель. После этого матовая поверхность стала липкой, как подтаявшее мороженое. Пришлось объяснять владельцу, что для шёлка с матовым эффектом подходят только щадящие средства на водной основе.
Кстати, их медицинское направление как раз разработало пропитку для постельного белья из матового шёлка — она сохраняет воздухопроницаемость, но отталкивает пятна. Жаль, технология дорогая, пока только для премиум-сегмента.
В проекте для частной клиники мы специально выбирали матовый шёлк для штор в палатах — он не даёт бликов от медицинского оборудования. Кстати, закупали через https://www.nslzj.ru их ткань 'Медикал' с антибактериальной пропиткой — после двух лет эксплуатации выглядит как новая.
Для офисных переговорных тоже идеален — не отвлекает мерцанием, в отличие от атласных покрытий. Хотя здесь важно брать ткани плотностью не менее 20 momme, иначе натяжной потолок будет провисать волнами.
Сейчас экспериментируем с их новой разработкой — матовым шёлком с добавлением бамбукового волокна. Пока не понятно, как поведёт себя в эксплуатации, но в пробных образцах сочетает мягкость и прочность. Если пройдёт тесты на износ, будем предлагать для обивки мебели в премиальных отелях.