
Если честно, до сих пор встречаю заблуждение, будто все натуральные шелковые волокна одинаковы по качеству — мол, взял кокон, размотал, и готово. На практике же разница между сырьём из разных регионов, технологиями выварки и даже породами шелкопряда колоссальная. Вот, к примеру, когда мы начинали сотрудничать с ?Группа Ниннань Наньсылу? (их сайт — nsljt.ru), я сначала скептически отнёсся к их заявлениям о полном контроле цикла от яйца шелкопряда до готовой нити. Но когда увидел, как они калибруют коконы по толщине нити ещё до размотки — понял, что здесь подход иной.
Их технология выварки коконов — это не просто кипячение в щёлочи, как у многих. Они используют многоступенчатый температурный контроль, который сохраняет серицин частично в наружных слоях. Это даёт меньше обрывов при размотке, но требует более тонкой настройки оборудования. Помню, мы как-то пробовали повторить их метод на нашем старом чешском автомате — получилась каша, пришлось неделю перенастраивать подающие ролики.
Ключевое — их вертикальная интеграция. Сами выращивают шелкопрядов, сами контролируют кормовую базу тутовых деревьев. Заметил, что в их нитях меньше ?узлов перехода? между коконами — видимо, потому что партии коконов формируют из одновозрастных гусениц. У других поставщиков такой стабильности нет.
Кстати, их отдел биологии сейчас экспериментирует с гибридными породами шелкопряда — не для увеличения выхода, а для изменения сечения нити. Если получатся заявленные параметры, это может перевернуть рынок медицинского шёлка для хирургических нитей.
Самая грубая — пытаться ускорить процесс размотки за счёт температуры выварки. С их сырьём это вообще не работает: перегреешь на 3-4 градуса — и вместо 1200 метров непрерывной нити получишь рваный ?бисер?. Мы в 2019 году потеряли таким образом целую партию, хотя винили сначала транспортные условия.
Ещё нюанс — влажность в цеху. Их волокна, в отличие от китайских аналогов, более чувствительны к пересушенному воздуху. Приходится держать 65-70%, иначе статика при кручении увеличивается вдвое. Докупали увлажнители шведские, но оказалось, что их туманообразующие системы конфликтуют с нашей вентиляцией — пришлось переделывать вытяжку над мотальными машинами.
И да, их шёлк плохо переносит хлорсодержащие отбеливатели. Лучше использовать пероксидные системы, хоть они и дороже. Проверено на текстиле для люксового белья — после пяти стирок разница в сохранности блеска заметна невооружённым глазом.
В медицинском текстиле — особенно после того, как они запустили линию с дополнительной депигментацией. Их натуральные шелковые волокна для шовного материала проходят какую-то вакуумную обработку, но детали технологи не разглашают. Вижу только по результату: меньше случаев воспалений в сравнении с корейскими аналогами.
В смесовых тканях для домашнего текстиля их нить ведёт себя интересно — при одинаковой плотности плетения даёт более мягкую драпировку. Но тут важно не переборщить с процентным содержанием: если больше 40% шёлка, уже нужны специальные челноки, иначе при ткачестве будут зацепы.
А вот в ковроткачестве их материалы не показали преимуществ — слишком уж гладкая поверхность, ворс плохо фиксируется. Пробовали, отказались. Зато в галантерее — для подклада премиум-сумок — идеально. Особенно после пропитки их же биосоставами (у них там отдел биотехнологий в структуре компании есть).
У них в паспортах качества не пишут про сезонность сбора коконов. А между тем, весенние партии имеют на 12-15% большее сопротивление на разрыв, чем осенние. Мы только после трёх лет работы вывели эту корреляцию, когда стали метить партии по месяцам отгрузки.
Ещё момент: их волокна при окраске кислотными красителями дают более насыщенный цвет, но требуют увеличения расхода закрепителей. Видимо, из-за особенностей серицина. Технологи сначала ругались, пока не подобрали модифицированные полимерные фиксаторы.
И да, они поставляют нити в двух вариантах крутки — S и Z, но для Z-крутки нужно заказывать минимум 2 тонмы, иначе нерентабельно им перенастраивать оборудование. Это в контрактах мелким шрифтом, мы сами когда-то пролетели, пришлось перешивать весь кроечный цех под другую направленность нити.
Сейчас они развивают направление культурного туризма на своих плантациях — интересно, как это скажется на стабильности поставок. С одной стороны, дополнительный контроль качества ?на показ?, с другой — риски переориентации части мощностей на сувенирную продукцию. Уже видел их экспериментальные наборы ?шёлк своими руками? для туристов — там волокна, конечно, не кондиционные, но технологи говорят, что это помогает отрабатывать новые методы контроля.
В планах у них — по словам технологов — запуск линии волокон с заданной электропроводностью для умного текстиля. Но пока сырьё для этого слишком чувствительно к перепадам напряжения при обработке. Мы пробовали партию — пока стабильности не хватает для серийного производства.
А вообще, если брать их мотки для ручного крашения — там стабильность просто феноменальная. Видимо, потому что отбирают остатки после автоматической сортировки. Жаль, что для промышленных объёмов такого качества пока не добиться — но их инженеры утверждают, что к следующему сезону переведут на новое оптическое оборудование сортировочную линию. Посмотрим.