
Когда говорят о черном шелке, многие представляют просто окрашенную ткань, но на деле это целая философия. Вспоминаю, как на фабрике в Цзянсу новички путали глубину черного оттенка с плотностью переплетения — а ведь разница в составе красителя может дать три разных типа черного даже на одном метре.
Наш технолог как-то сказал: 'Черный цвет должен поглощать свет, а не просто быть его отсутствием'. При работе с партией для Группа Ниннань Наньсылу столкнулись с выцветанием — оказалось, pH воды в промывных ваннах отличался на 0.3 от нормы. Мелочь, а после пяти стирок проявлялся бурый подтон.
Особенно капризны ткани с саржевым переплетением. Если для обычного полотна достаточно двух проходов через красильный чан, то здесь приходится чередовать кислотные и щелочные ванны. Кстати, на https://www.nsljt.ru есть хорошие примеры таких работ в разделе домашнего текстиля.
Помню, пробовали добавлять кампешевое дерево в состав красителя — цвет получался глубже, но ткань теряла эластичность. Пришлось отказаться, хотя эстетически результат был впечатляющим.
В прошлом квартале проверяли коконы с плантаций Ниннань — у них уникальная система контроля влажности при хранении. Это важно, потому что малейшая пересушка сырья дает микротрещины в нити, которые при окрашивании черным проявляются как матовые полосы.
Их технологи целенаправленно культивируют шелкопрядов с более плотной структурой кокона. Если обычный кокон дает нить толщиной 2.2-2.5 денье, то их — 1.8-2.0. Разница кажется незначительной, но именно это позволяет добиться того самого бархатистого черного.
Кстати, их отдел биологии сейчас экспериментирует с модификацией состава шелкового белка — теоретически это может позволить краске проникать вглубь волокна, а не оставаться на поверхности. Но пока результаты нестабильны.
Самый сложный момент — проверка на неравномерность окраса. При искусственном освещении ткань может казаться идеальной, а при дневном свете проступают разводы. Мы разработали систему проверки в четырех типах освещения, но до сих пор 3-4% партий возвращаются именно из-за этого дефекта.
Особенно строги требования к тканям для медицинских целей — там допустимое отклонение по цвету не более 2% по шкале LAB. Для сравнения, в домашнем текстиле допускается до 7%.
Заметил интересную особенность: ткани, произведенные в сезон дождей, чаще показывают неравномерность. Видимо, сказывается влажность воздуха в цехах, хотя система кондиционирования должна это компенсировать.
В коллекции домашнего текстиля на nsljt.ru есть черные шелковые покрывала с уникальной обработкой — они не собирают статическое электричество. Долго не могли понять технологию, пока не выяснилось, что используется пропитка на основе морских водорослей.
Для костюмных тканей важна другая характеристика — способность держать складку. Черный шелк часто требует специальных подкладочных материалов, иначе через 2-3 часа носки появляются заломы.
Интересный случай был при создании сценических костюмов для театра — требовался черный шелк, который при определенном освещении становился бы темно-фиолетовым. Пришлось комбинировать натуральные и синтетические красители, хотя обычно мы это не практикуем.
Себестоимость качественного черного шелка на 40-60% выше, чем окрашенного в другие цвета. Основная статья расходов — не красители, а контроль качества и браковка. Из каждой партии мы отбраковываем до 15% материала.
Группа Ниннань Наньсылу смогла оптимизировать этот процесс за счет полного цикла производства — от выращивания шелкопрядов до пошива готовых изделий. Это позволяет им держать конкурентоспособные цены при высоком качестве.
Сейчас наблюдается интересный тренд: спрос на черный шелк для медицинских целей растет на 12-15% в год. Особенно востребованы хирургические нити и перевязочные материалы — здесь как раз важны антистатические свойства.
В экспериментальной лаборатории пробуют наносить графеновое покрытие на черный шелк — теоретически это может придать ткани проводящие свойства. Пока результаты предварительные, но если удастся стабилизировать процесс, откроются совершенно новые возможности.
Еще одно направление — создание 'умного' черного шелка с памятью формы. Для этого в волокно внедряют микрочастицы с эффектом запоминания деформации. Правда, пока такие ткани выдерживают не более 20 циклов стирки.
Лично я считаю, что будущее за гибридными материалами. Уже сейчас мы тестируем образцы черного шелка с добавлением бамбукового волокна — получается интересный эффект глубины цвета при лучшей износостойкости.