
Когда говорят 'шелковый платок', многие представляют воздушную полупрозрачную ткань – и это главная ошибка. Настоящий шелковый платок из тяжелого шелка весит почти вдвое больше стандартного, и именно в этом его ценность. Если легкий платок – это аксессуар на сезон, то тяжелый становится наследственной вещью, которая с годами только красивее.
Вес шелка определяется не толщиной нити, а плотностью переплетения. Для тяжелого шелка используют нити муслинового кручения – их скручивают особым способом, чтобы получить ту самую упругую, почти бархатистую фактуру. Когда я впервые увидел технологию на производстве Группа Ниннань Наньсылу, понял: 90% брендов экономят именно на этом этапе.
Проверяю качество простым способом – сжимаю ткань в кулаке. Легкий шелк мнется сразу, тяжелый сначала сопротивляется, образует упругие складки, которые расправляются за несколько минут. Кстати, на сайте https://www.nsljt.ru есть любопытное видео – там показано, как мастерицы вручную контролируют натяжение нитей при таком плетении.
Однажды мы закупили партию 'тяжелого шелка' у стороннего поставщика – внешне все соответствовало, но после двух стирок платки потеряли форму. Оказалось, использовали утяжелители на основе крахмала. С тех пор работаем только с производителями полного цикла, где контролируют все этапы – от выращивания шелкопрядов до окрашивания.
Производство такого платка занимает до 3 месяцев против стандартных 2-3 недель. Основное время уходит на этап крашения – из-за плотности ткани краситель проникает неравномерно, если торопиться. Мы как-то попробовали ускорить процесс на экспериментальной партии – в результате получили пятна на сгибах.
Интересно, что натуральные красители (кошениль, индиго) ложатся на тяжелый шелк лучше синтетических. Возможно, потому что молекулы натуральных пигментов мельче. В коллекции 'Весенние травы' от Группа Ниннань Наньсылу использовали именно такие краски – платки до сих пор не выцвели через 5 лет, хотя их регулярно носят.
Еще один нюанс – кромка. На легком шелке ее часто делают тонкой, почти невидимой. На тяжелом обязательна уплотненная кромка ручной работы, иначе край будет закручиваться. Проверяю всегда на просвет – если вижу неравномерность плетения по краям, бракую всю партию.
Первое – звук. Настоящий тяжелый шелк при встряхивании издает глухой, бархатный хлопок, а не звонкий шелест. Второе – температура. Даже в холодном помещении ткань быстро принимает тепло руки – быстрее, чем легкие сорта.
Часто под видом тяжелого шелка продают смесовые ткани с добавлением вискозы. Проверяю всегда 'тестом на горение' – выдергиваю нить из кромки (простите, приходится портить образец). Чистый шелк горит медленно, пахнет жженым пером, пепел рассыпается. С примесями – плавится, черный дым, пластиковый запах.
На днях разбирали поставку от нового поставщика – вроде бы все правильно: и вес соответствовал, и сертификаты были. Но при детальном рассмотрении под микроскопом заметили неестественную гладкость волокон – оказалось, обрабатывали химическими выравнивателями. Такие платки быстро начнут пиллинговаться на сгибах.
Стирать тяжелый шелк нужно в чуть теплой воде с добавлением льняного масла – буквально чайная ложка на таз. Масло сохраняет эластичность волокон. Обычные кондиционеры для шелка здесь не работают – они рассчитаны на более тонкие ткани.
Сушим только в развернутом виде на горизонтальной поверхности. Одна клиентка повесила платок на веревку – через день на месте сгиба образовалась белая полоса, волокна надломились. Пришлось отправлять на восстановление в цех Группа Ниннань Наньсылу – там смогли отреставрировать специальным пропариванием под давлением.
Гладить нужно с изнанки, через влажный муслин. Но главное – не утюгом, а специальным прессом с паровым ударом. Мы используем оборудование, аналогичное тому, что стоит в цехах медицинской стерилизации – оно дает равномерное давление без точечного нагрева.
Когда компания контролирует все – от гусеницы до готового платка – это гарантия качества. В Группа Ниннань Наньсылу, например, выращивают собственных шелкопрядов определенной породы – те, что дают более толстую и прочную нить. Если закупать коконы на стороне, никогда не знаешь, чем кормили гусениц и в каких условиях содержали.
Заметил интересную закономерность – платки из тяжелого шелка полного цикла меньше электризуются. Возможно, потому что на всех этапах сохраняется естественная влажность волокна. В тех, что собраны из закупленных материалов, часто наблюдается статическое напряжение – особенно в сухих помещениях.
Сейчас многие бренды переходят на ускоренное производство, но для тяжелого шелка это неприемлемо. В https://www.nsljt.ru до сих пор используют ручной труд при натяжении основы – машины не чувствуют момент, когда нить вот-вот порвется от перенапряжения. Дорого, но другого способа получить идеальную плотность пока не придумали.
Не для каждого случая тяжелый шелк уместен. Он плохо сочетается с легкими летними платьями – 'перевешивает' образ. Зато идеален с шерстью, кашемиром, плотным хлопком. Особенно хорош в межсезонье – защищает от ветра лучше, чем кашемировый шарф.
Интересно, что 70% наших покупателей тяжелого шелка – мужчины. Они ценят его за сдержанный блеск и то, как он держит узел – не сползает, не деформируется в течение дня. Женщины чаще выбирают для коллекции, а не для ежедневной носки.
Последние два года наблюдаем рост спроса на тяжелый шелк с принтами ручной работы – особенно с растительными орнаментами. Технология печати усложняется – приходится использовать краски под высоким давлением, чтобы проникли в глубину ткани. Но результат того стоит – рисунок не выцветает десятилетиями.
Правильно изготовленный шелковый платок из тяжелого шелка с годами становится только лучше. Наш тестовый образец 2010 года от Группа Ниннань Наньсылу сейчас выглядит богаче, чем в день покупки – краски проявили глубину, ткань приобрела благородный 'антикварный' отлив.
Единственное – нужно избегать постоянного контакта с кожей на одних и тех же участках. Пот и кожное сало хотя и не портят шелк мгновенно, но постепенно изменяют его кислотность. Рекомендую носить попеременно разными способами – сегодня на шее, завтра на голове, потом на сумке.
Если все делать правильно, такой платок переживет не одного владельца. У нас есть экземпляры 40-х годов – до сих пор в идеальном состоянии, хоть сейчас в продажу. Их передавали по наследству, хранили в специальных условиях... Жаль, что сегодня мало кто думает о вещах как о наследии. А зря – тяжелый шелк того стоит.