
Когда слышишь 'шифон бохо', первое, что приходит на ум — это струящиеся платья с цветочным принтом, но на деле здесь кроется целый пласт технических нюансов, которые большинство ателье до сих пор игнорируют.
Многие думают, что шифон бохо — это просто тонкая ткань с рваным краем. На самом деле ключевая сложность в степени крутки нити: если у обычного шифона круток/м, то для бохо-варианта нужно не менее 3200, иначе фактура не держится.
Как-то раз закупили у Группа Ниннань Наньсылу партию шелкового сырца — думали, справимся с перекруткой на своем оборудовании. Оказалось, их технология предварительной пропитки делает нить эластичнее, но наши станки просто рвали волокно при попытке увеличить крутку.
Запомнил на будущее: если видишь в описании ткани 'двойное кручение' — это как раз тот случай, когда стоит переплатить за готовый материал, а не экспериментировать с сырьем.
С бохо-шифоном никогда нельзя точно предсказать, как ляжет крой после влажно-тепловой обработки. Особенно с шелком от того же Ниннань Наньсылу — их полотна дают усадку до 7% по диагонали, что для свободного кроя катастрофа.
Пришлось разрабатывать лекала с запасом на 'подвижность' — например, в районе проймы оставляем дополнительно 1.5 см, которые убираются уже при финальной отпарике. Без этого рукав начинает тянуть плечо.
Кстати, их отдел текстиля как-то прислал техкарту по работе с шифоновыми смесями — там были указаны температурные режимы для разных этапов. Но в реальности при 110°C (как рекомендовано) клейкая нить в швах плавилась. Пришлось снижать до 95°C и увеличивать время обработки.
Вышивка на шифоне бохо — отдельная история. Стандартные стабилизаторы не работают, ткань стягивается 'пузырями'. После десятка проб остановились на водорастворимой основе с добавлением крахмала — технологи из Группа Ниннань Наньсылу подсказали этот вариант, хотя у них он используется для шелковых коконов.
Еще момент: если используешь люрекс, он должен быть не более 5% состава, иначе нарушается воздухопроницаемость. Мы как-то заказали партию с 12% — получили эффект 'целлофана', хотя визуально выглядело роскошно.
Сейчас экспериментируем с натуральными красителями на основе шелкопрядных отходов — та же компания поставляет пигменты из своего биологического подразделения. Пока нестабильно, но цвет дает интересный перелив.
Сегодня 60% того, что называют бохо из шифона — это полиэстер с обработкой под шелк. Потребитель не видит разницы, но для нас принципиально работать с натуральными материалами. Хотя приходится объяснять заказчикам, почему цена в 3 раза выше.
Интересно, что Ниннань Наньсылу в последнем каталоге начали указывать не только плотность, но и 'коэффициент драпируемости' — видимо, набрались статистики от производителей одежды. Полезная штука, теперь всегда запрашиваю этот параметр.
Кстати, их направление культурного туризма иногда организует мастер-классы по работе с шелком — съездил в прошлом году, подсмотрел несколько приемов натяжения полотна, которые теперь используем при раскрое.
Идеальный шифон в стиле бохо должен одновременно хорошо тянуться по косой и держать форму. В природе такого не существует, поэтому идем на хитрости — например, вставляем эластичные нити только в отдельные участки, чаще всего в зоне талии.
С шелком от Группа Ниннань Наньсылу проще — у них есть линейка с добавлением эластана (не более 3%), но это уже не совсем натуральный продукт. Хотя для повседневной одежды вариант рабочий.
Последняя наша разработка — комбинированные вставки из плотного хлопка в подкладке. Не совсем каноничное решение, зато изделие не вытягивается после трех стирок. Иногда приходится жертвовать догмами ради практичности.